От потребителя к игроку?


Каждый из нас стремится взять от жизни как можно больше, заплатив при этом как можно меньше. И если такая философия в рыночных отношениях является нормой, то вот в иных, духовно-культурных, к примеру, является чем-то ужасным, на мой взгляд.
Что будет, если относится к ролевой игре как к сделке? Как к договору купли-продажи между игроком и мастерами игры?

Игрок тогда будет стремиться взять от игры все, внеся как можно меньше своего. При этом такой игрок-потребитель будет много требовать: что игра не обманет ожиданий, что квест интересным будет, что приключение не затянется на годы. И не дай бог все получится иначе, тогда обида, злость, сквернословие и обвинение мастеров во всех грехах. А еще потребитель такой будет друзей и товарищей винить - мол, не умеют играть, пишут с ошибками, нет идей в голове, да и вообще весь их отыгрыш - сплошной манч.

Не открою тайны, если скажу, что мастера не боги и даже не святые. Они обычные люди, во многом ограниченные и средой, и собственными стереотипами. Есть ряд обязательств, которые мастера принимают по отношению к игрокам, но ни один мастер никогда не может ГАРАНТИРОВАТЬ игроку хорошую игру. Слишком много непредвиденных факторов, слишком много зависит от поведения самого игрока. Требовать от мастеров игрового кайфа – потребительство чистой воды. Потребитель считает, что, раз он пришел на форум, потратил время на анкету, то ему кто-то чего-то должен. Это не так. Более того, даже если игрок хорошо подготовился к роли, прочитал правила и статьи, разобрался в игровой механике – это еще не дает гарантий хорошей игры для него.

Одно из самых неприятных проявлений потребительства – отсутствие усилий в игре. Потребитель усаживается (говоря фигурально, а иногда и реально) поудобнее и ждет, пока его начнут развлекать. То есть к нему должны подходить персонажи и играть с ним, а он, так и быть, тоже с ними поиграет. Бывают, конечно, ситуации, когда игрок не знает, куда бы ему приткнуть персонажа, но здесь речь о том, что человек принципиально не хочет затрачивать усилий на то, чтобы сделать игру, раскрутить то, что есть, либо заморочиться добыванием нового.

Потребитель считает, что мастера и игроки ДОЛЖНЫ ему игру, должны что-то сделать для него. То, что обязательства в игре строго добровольны и требуют участия как минимум двух сторон, Потребителю в голову не приходит.

Но у форума есть еще одна составляющая - так называемая "бытовая". И в этом плане потребительство находит выражение в иных вещах. Помочь кому-то с аватарками, ответить на вопросы новичков, помочь с написаниями статей для игровой газеты, расширить описания локаций и т.д. – за все эти нудные дела Потребитель браться не хочет. Ну да, он ИГРАЕТ, у него крутой въезд в роль, и в этой роли ему как-то не до мелочных забот. Повторяю, я говорю о принципиальной позиции, а не об одиночных фактах.

Потребитель живет за счет игры, он, как черная дыра, высасывает все соки, ничего не отдавая взамен, или выплевывая остатки, которые ему самому не нужны. Он смотрит на события – и молчит, в худшем случае комментирует, опуская их, в лучшем – просто пожимает плечами. События уходят в него, как камень в пруд, не оставляя видимых откликов. Потребитель именно что потребляет события вокруг, расценивая их как товар, а своим, кровным Потребитель делиться не собирается.
Если же на пути игры встают какие-либо препятствия, что бывает почти на всех играх, о, тогда Потребитель встает в полный рост и начинает плеваться. Ныть, «троллить», упрекать всех. Он не помогает, а затрудняет процесс преодоления проблем, и, что еще хуже, его самого приходиться тащить, а он еще и упирается. То, что препятствия, трудности есть часть нашего несовершенного мира, а значит, часть игры, ему в голову не приходит. И то, что своим нытьем он высасывает у людей, которые хотят продолжить игру, силы, он тоже не понимает.

После квестов и приключений, если не был обеспечен полноценный кайф Потребителю, он тоже начинает плеваться. Иногда громко, иногда тихо, в частных беседах. Мысль о том, что сам жалующийся упустил кучу игровых возможностей и моментов, в голову как-то не приходит. А жаль.

Менее, на мой взгляд, вредоносное, но тоже вредное поведение Потребителя – «стягивание игры на себя». Потребитель забирает себе как можно больше всего – ролей, способностей, квестов – и играет во все это сам, ставя других людей в положение, когда они могут только выражать почтительное восхищение игрой Потребителя. "Я - крутой маг или там король, и что хочу, то и делаю, не учите меня! Я тут мастер и мне плевать, что мой сюжет не подходит под этот мир, я сказал, значит так и будет!"

Игры с большим процентом Потребителей не выживают. Они умирают в муках, несмотря на все усилия мастеров и небольшой части нормальных, "отдающих" игроков. После таких игр мастера с тоской оглядываются вокруг себя, вопрошая: «Где же все те усилия, что я вложил в игру? Почему ничего не видно?» А потому не видно, что съела черная дыра, сиречь Потребитель. И даже «спасибо за игру» мастеру и окружающим не скажет.

Понятное дело, что такой подход к игре - явление, которое встречается все чаще. Однажды один из обиженных игроков. уходя с Энирина, сказал - я не мог набрать баллов на развитие, ибо квесты идут долго, а на игру работать я не хочу. "Работать на игру" - это принимать участие в конкурсах, пополнять библиотеку, придумывать что-то новое, помогать мастерам... Я его понимаю. Он пришел, чтобы его развлекали, прыгали перед ним. Не вышло. Потребитель зол, потребитель пошел троллить. Ролевые форумы-игры оказались очень хрупкой вещью, сильно уязвимой для Потребителя. Именно с этим явлением возникает какая-то пустота ролевых игр: их много, очень много, а поиграть вроде бы и негде особо... качественных проектов раз-два и обчелся.

«Есть два пути: либо славить Свет, либо бороться с Тьмой». Я не собираюсь хитрыми тестами выявлять Потребителей и не пускать их в игру, или произносить речи о вреде потребительства. Я предлагаю людям посмотреть на себя и просто давать, а не брать, не рассчитывая на то, что затраченные усилия вернуться к тебе сполна. Ни у кого нет гарантии, что квест получиться или в игре на форуме будет ожидаемый кайф. И если с этим смириться, просто делать все, что от тебя зависит, чтобы было как можно лучше, занять по отношению к игре активную позицию, то все получится в лучшем свете. Это значит: не бойтесь! Не нужно быть фонтаном идей или чудо каким актером, достаточно лишь делать то скромное, что ты можешь: утешить кого-то, подкинуть идей в сюжет, помочь запутавшемуся новичку...

Ранее публиковалось на ФРПГ "Энирин"
Подпись:  Лорея
23.08.2010
 
2010-08-26 16:40:41
Strelok Дата регистрации:
2009-10-20
Во многом соглашусь с высказанными здесь мыслями. Из моего личного опыта- как вождения, так и просто наблюдений за компаниями ролевиков, - тех, кто назван в статье Потребителями, очень и очень много.
Ролевые игры действительно коммерческое явление. Причем сами мастера нередко позиционируют свою игру как способ "срубить бабла" и обещают "незабываемое шоу". Настольно-словесные игры (исключая инди-разработки) создаются исключительно в коммерческих целях, с учетом потребностей покупателя - кому-то нужен киберпанк, кому-то классическое фентези...
В нашей стране крупномасштабные ролевые игры изначально были самобытны и строились на "высокодуховных" принципах. Ролевая субкультура была одной из контркультур Советского Союза, и примкнуть к ней изначально было показателем определенного склада ума и отношения к жизни.
Но теперь другие времена и ролевые игры - явление массовой культуры. А массовая культура всегда была коммерческой. Неудивительно, что человек со стороны, который на самом-то деле изначально хочет поразвлечься, а не "уйти от этой системы", относится к игре как к еще одному способу организации досуга. Другое дело, что Потребителю из статьи не совсем понятно, как этот свой досуг средствами игры организовывать. Отсюда претензии в стиле "сделайте мне красиво". Попытки "тянуть одеяло на себя" в играх (о, какая наболевшая тема, автор, это прям на больную мозоль, сколько таких игроков!) и прочие способы "индивидуального развлечения игрока", на мой взгляд, во многом связаны с тем, что у нас неразвита культура и этика проведения ролевых игр. От старых традиций остались пережитки в виде "похвалы отыгрышу" и хипповской "духовности", но на деле игра в большинстве случаев и выглядит как коммерческое мероприятие. В итоге у новичков когнитивный диссонанс - вроде бы, матерые ролевики говорят одно, а делают другое. А те, кто больше всех кричат о духовности, обычно заняты хаотичной и бесполезной деятельностью. В итоге идем к тем, кто делает игры за деньги - но поскольку задача последних заработать и прославиться, игры они делают как правило "на коленке", пользуясь тем, что неопытный в ролевых делах пипл все равно схавает.
Получилось несколько путано, если возникнет желание продолжить дискуссию, могу разъяснить подробнее отдельные моменты - заодно и для себя тоже))).
В общем, резюме: старая добрая традиция общерусская традиция во всем искать глубокий смысл необходима, чтобы не скатиться до уровня производителей попсы (понимайте как угодно). Но современные условия жизни в нашем мире и, соответственно, изменение мышления вновь пришедших в ролевое сообщество, заставляют относиться к ролевым играм как к явлению массовой культуры и,учитывать это при разработке новых проектов. Короче, игра как шоу (будь то словеска в компании из 4-х человек, масштабная полигонка или форумная ролевка) должна быть достаточно нестандартной, красочной и иметь возможность, так сказать, прокачки персонажа. Но за всем этим надо иметь стержень того самого глубокого философского "что хотел сказать афффтар" (что-то подобное было высказано мной в комментах к обзору системы "Адреналин"). В итоге кому надо развлечься - развлечется. А кто-то более эрудированный разглядит интересный бэкграунд ролевой игры. И тоже по-своему развлечется.

З.Ы.: И, напоследок, мелькнула одна мысль. А не является ли сам Потребителем тот, кто призывает "просто давать, а не брать, не рассчитывая на то, что затраченные усилия вернуться к тебе сполна"? И требование "утешить кого-то, подкинуть идей в сюжет, помочь запутавшемуся новичку" тоже, в какой-то степени, является формой потребления...
2010-08-26 17:35:40
Franky Дата регистрации:
2009-01-19
Strelok ...почитал тут знаменитое "Lorem ipsum dolor sit amet", практически полностью отвечает на последний вопрос.
Всё же умный мужик был Цицерон! :)
Кстати по поводу "брать-давать" хорошая статья была утащена как-то с Ал.6
2010-08-26 18:03:43
Strelok Дата регистрации:
2009-10-20
И правда, хорошая статья эта ваша "хорошая статья".
А касательно "Lorem ipsum dolor sit amet" - разъясните, что вы имели в виду в данном случае.
2010-08-26 22:31:00
Franky Дата регистрации:
2009-01-19
Но при некоторых обстоятельствах — или по требованию долга, или в силу какой-то необходимости часто приходится забывать о наслаждениях и не бежать тягостей. Поэтому мудрец придерживается в этом случае следующего принципа выбора — или, отказываясь от удовольствия, он получает какие-то иные и даже большие наслаждения, или, претерпевая страдания, он избавляется от более жестоких.

Это к разговору о том, почему же люди берут на себя тяжелую мастерскую ношу и что они получают (получали) вместо денег...
Сейчас это называется "для повышения ЧСВ более 9000" :)

А коммерческий подход к играм (с развлечением игроков) хорошо показан на примере игр страйкболистов, кому-то нравится, кому-то нет. Но там уже, как говорят они сами "НЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ!!!"
2010-08-27 17:14:35
Strelok Дата регистрации:
2009-10-20
Я беру на себя "тяжелую мастерскую ношу" потому, что мне приятнее мастерить, чем играть (это касается настольных, полевыми я не занимаюсь по причине отсутствия интереса ко всякого рода "культам похода на природу и подобным затеям"). ЧСВ у меня при этом никак не повышается в силу его полного и абсолютного отсутствия - особенность личности, которая в некоторых кругах, в т.ч. и ролевых, считается крупным недостатком. Так что... мне интересно создавать вместе с игроками историю про их персонажей. Желательно, чтобы эта история более-менее вписывалась в установки сеттинга. С некоторых пор игроков об этом предупреждаю сразу. Как результат - желающих водиться поуменьшилось (на словах, они неожиданно нашли у меня зашкаливающее ЧСВ), зато те, кто остался в результате такой формы "селекции", разделяют мои взгляды на процесс игры и, что самое приятное, отсутствие у них ЧСВ позволяет разглядеть в мастере нечто большее, чем просто "квестодателя и кубикокидателя". С такими людьми можно работать и на условиях оплаты труда мастера, они все понимают, только - зачем заморачиваться?
2010-08-27 18:54:57
Franky Дата регистрации:
2009-01-19
ЧСВ у меня при этом никак не повышается

это была шутка ;) Никак не хотел задеть, чесслово.

Действительно очень интересно именно создавать (по крайней мере и мне тоже) глубоко продуманный мир и впускать туда персонажей для оживления статичного окружения. В этом я полностью согласен.
2010-08-27 23:48:48
Strelok Дата регистрации:
2009-10-20
это была шутка ;) Никак не хотел задеть, чесслово.

Да оно и не задело, как бы... Мои слова в предыдущем посте были скорее просто констатацией факта. К тому же, мне встречались люди, которые совершенно серьезно, искренне считали, что мастеринг необходим в основном для раскрутки собственной известности в среде знакомых. А уж если кроме "Я вожу!" скромно и одновременно гордо сказать "У меня своя система", то тогда вообще оооо...

Продумывать свои миры - для меня рановато. Считаю, что надо сначала освоить то, что уже имеется, так сказать, в употреблении, а потом браться за свое. Хотя бы для того, чтобы "своя система" не оказалась на скорую руку изобретенным велосипедом (например, как это произошло с ТриМ).
2010-09-07 04:13:33
Дата регистрации:
2009-09-05
Господь миловал, на себе я претензий оскорблённого героя не ощущал, но то, что сидение сложа руки не одобряется, известно всем давно. А если этот человек ещё и возмущается, что его решили растолкать, то вовсе свинство.
А мастерить это весело) несмотря на все предупреждения и соболезнования Фрэнки и Лореи я всё же попробовал сбацать свою полигонку на пятнадцать человеков. Учитывая то, что это дебют, а также уровень подготовки и ролевого развития персонажей, вполне неплохо - всё-таки не фиаско, люди были рады, просили добавки на зимние каникулы=) Я даже сумел совместить обязанности маршала с возможностями игрока.
2010-09-15 09:13:42
Лорея Дата регистрации:
2009-05-19
Грозный Леший
аплодисменты))) молодец

А вообще... вспомнилась мне фраза одна) когда я комменты стрелка читала...
Собачья поговорка: "Если это нельзя съесть, значит на это можно пописать".
(с) Народ
2010-09-15 13:05:09
Franky Дата регистрации:
2009-01-19
Грозный Леший
несмотря на все предупреждения и соболезнования Фрэнки и Лореи я всё же попробовал сбацать свою полигонку на пятнадцать человеков.

ну пока их 15 всё нормально. А будет ок. 50... В любом случае удачи! :)

Лорея
когда я комменты стрелка читала...
Собачья поговорка: "Если это нельзя съесть, значит на это можно пописать".

был тут и менее адекватный перс, правда быстро выпилил. Но обиды были даже в почту.
 
Страницы: 21

Зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий