После небольшого перерыва решил пополнить свою коллекцию настольных игр. До этогоу меняне былони одной экономической игры, не считая БересеркНаПолии (с игрой должны высылать распечатку с ее названиемв разных падежах!), которую как мне кажется можно назвать экономической с натяжкой.Так жеу меняне былони одной игры из 50-ки текущего рейтинга BGG. (57-каркассон и 83-TidesofIronбыли самыми высокими по рейтингам из моих игр) Хотелось узнать, понравится ли мне экономическая игра, да и насколько мои вкусы совпадут со вкусами регулярных посетителей BGG. Поэтому просмотрев первую 10-ку игр остановил свой выбор на PowerGrid. Причин тому было несколько, но все они очень субъективны. Мне нравится современность, да и по оформлению игра мне очень понравилась.
Итак вскоре игра была получена, и распакована.Мне досталось обновленное издание от RioGrandeGames. В нем имелось 6- карточек справок, чтобы хватило всем потенциальным игрокам, а не 5 какв предыдущей версии и возможно еще какие-то отличия.
И так пройдемся по компонентам. Игровое поле из качественного цветного картона, не уступает игровым полям из игр от FFG. Остальное это фишки зданий и ресурсов.Они выполненыиз дерева,и это круто, они намного приятнее, чем любые фишки из пластика, даже если это раскрашенные миниатюры из Tannhauser. Покрашены они тонким слоем краски, так что еще видна структура древесины. Само исполнениене плохое.Мне достался один бракованный домик – со снесенной крышей
Количество компонентов почти совпало, был один лишний домик для черного игрока.
Распаковано по пакетикам…
Но вот в комплектации интересно то, что в комплекте для каждого игрока 22 домика, как и написанов правилах, однако при игре вдвоем игра ведется до постройки 21-го домика, а в игре2 ваших домика на картуне выставляются (один ставится на поле подсчета домиков, а второйна поле порядка хода). Так что для постройки именно 21 домамы забирали домик со счетчика домиков и строилиим. То ли это попытка с экономить, так как после постройки 21 домика игра заканчивается, и в принципе его даже на картуне надо выставлять, то лине стали так заморачиваться, предполагая что подавляющее число покупателей будут играть не вдвоем.Ну да ладно….
Картонные карточки электростанций так же выполнены на уровне. Хочется отметить, что в комплекте присутствуют пакетики для большинства видов компонентов, что крайне удобно.
Мне кажется многие из вас уже читали ранее обзоры этой игры, так что правила описывать подробно я не буду, остановлюсь на основных моментах.
Сама суть игры заработок денег продажей электричества. Каждый ход начинается с аукционана котором игроки по очереди, покупают электростанции. Начинается аукцион с первого игрока. Здесь проявляется одна из двух интересных находок игры, меняющееся направление хода не дает самому сильному игроку вырваться вперед, а слабому оно наоборот помогает. Таким образом последний игрок, на этапе аукциона, если не будет участвовать в торгах заберет с рынка одну из электростанций, по номинальной цене. Конечно, при этом существует риск, что к этому времени на рынке будут не очень удачные электростанции, но он мал, так как после каждой купленной электростанции рынок пополняется. Методика его пополнения тоже интересная, так что на действующем рынке всегда находятся 4-е самые дешевые электростанции.
У каждой электростанции есть несколько параметров – Номер/Цена, тип ресурсов которые ей необходимы,и количество домов, которое она сумеет обеспечить. В игре несколько типов электростанций – и соответственно несколько типов электростанций.
Угольные, работают на угле, Нефтяные на нефти, Гибридные на любых сочетаниях угля и нефти, Мусоросжигательные на мусоре, Атомные на уране,и наконец, экологические – ветряные и солнечные, которым топливо вообще не нужно.
Рынок сегодня балует разнообразием…
На следующем этапе игры, закупаются ресурсы. Рынок ресурсов устроен так, что цены на нем меняются в зависимостиот количества ресурсов, чем больше единиц ресурса на рынке, тем он дешевлеи наоборот. Покупка ресурсов начинается с последнего игрока и это дает отстающим шанс закупаться по дешевке.
Тертий этап только начался….угля почти нет, пора переходить на нефтьили мусор
Потом начинается постройка домиков на карте.Опять же начинается она с последнего игрока, так что он может свободно построиться.
Ну и наконецв фазе бюрократии игроки сжигают топливо, обеспечивают дома электричеством и получаютза это деньги.
Ну вот так это выглядит в теории,а что жена практике.
Плюс электрификация ВСЕЙ страны!!!
Сразу скажу, что мне игра очень понравилась и оставила самые прекрасные впечатления.
У нее множество плюсов. Она быстрав раскладке,и стадия подготовки к игре проходит моментально. Даже при игре на двух игроков она очень интересна и почти ничего не теряет.Опять же время партии, в пределах нормы. (1–2 часа)
В игре имеется постоянное взаимодействие между игроками, нет скучного ожидания своего хода, постоянно вы чем то заняты, то торгуетесь на аукционеза электростанции,к стати некоторые игроки очень упорны. У насв начале игры первый суровый аукцион идет за Гибридную электростанцию № 5, а потом за 13 –ую ветряную.
В игре очень грамотные механизмы само регуляции рынка топлива и электростанций. Таким образом, держится очень приятный баланс, когда нет каких то универсальных решений и в каждом конкретном случае нужно думать что выгоднее покупать. Рынок электростанций, тоже очень удачно устроен, на первых двух этапах игры каждый ход сбрасывается самая дорогая электростанция, а на поздних, самая дешевая. Так же существуют еще несколько правил сброса электростанций, которые позволяют рынку почти всегда быть актуальным.
Некоторые жалуются на концовку игры. Игра заканчивается, когда какой либо игрок построит определенное количество домов. Оно различнов зависимостиот количества играющих. Но победителем станет не тот кто это сделал, а тот кто в данный момент может обеспечить электричеством больше всего городов. Так например,в конце одной из партий,у второго игрока суммарная мощность электростанций была ниже и он, не стал покупать электростанции, а вместо этого скупил все почти все доступные ресурсы. Так как его электростанции были гибридные, он мог выбирать, что на них хранить, поэтому он скупил нефть и достроилсядо последнего домика в свой ход. Самая мощная электростанция первого игрока работала на 3-х единицах нефти, а ему досталась всего одна, так что он не смогее запуститьи результате очень обидно проиграл.
Недавно еще в одной партии, я думал, что победа в руках,у меня был довольно внушительный запас денег, и я подсчитывал, все время деньги другого игрока, чтобы знать, когда жеон сможет достроиться до последнего домика. И вотна одномиз ходов,я пропустил аукцион электростанций, у меняв наличии были электростанции 3,5,4,4 в сумме16 городов, а у моего оппонента, уже 5,5,7,4 на рынке была максимальная электростанция 4, менять 3 на4 яне хотел.При этомя знал что пока другому игроку денег на постройку21 домикане хватает.И тутв этап постройки он начинает строиться во всю,я естественно удивлен. Как оказалосьон неправильно подсчитал свои деньги и думал построить 21 домики завершить игру. Но емуне хватилодо победы2 электроJ
И тут я понимаю, что все равно проиграл, так как максимальная электростанция на рынкес мощностью 7, и мне ее не хватит даже если я заменюей самую слабую из своих так как 7+5+4+4=20, никак не 21. Единственный вариант был бы доступен, если быя смог скупить ресурсы нужные другому игроку, но увыу меня были электростанции других типов. Так что я проиграл.
В общем партии получаются довольно разнообразными, так как при игре вдвоем или втроем (как у нас), игра ведется только в трехиз шести регионов карты, и каждый раз можно выбирать разные связки. Так же процесс сильно зависит от того какие электростанции выйдут на стол, так например в однойиз партий, (при игре на 2-х игроков в начале партии вынимаются 8 случайных электростанций), были вынуты почти все электростанции работающие на мусоре, и к моменту появления мусорной электростанции на действующем рынке, он стоил уже 2 электро за 1 единицу, и за эту станцию развернулись суровые торги.
Если раньше мы выбирали стартовую позицию – там где дешевле, то теперь все стараются стартовать у края своего региона, чтобы закрыть другому игроку проход и запереть его.
К концовке игры конечно есть претензии, как то она наступает неожиданно, нет какой то напряженной борьбы. Но зато сам процесс игры очень интересен.
Итоги
+ Отличное оформление и качество,древесина рулит
+ Интересный процесс игры
+ Разнообразие партий за счет сочетания множества определяющих критериев, но при этом, ни одиниз нихне силен настолько, чтобы человек не смог выиграть
+ Простота и интуитивность правил
+ Время партии 1–2 часа (После WoWмне это кажется большим плюсом)