Архитипы в фэнтэзи


      Понятие "архетипа" было введено в науку К. Г. Юнгом. Юнг, как известно - ученик печально известного господина Фрейда, поспоривший со своим учителем. Юнг отверг фрейдовскую трактовку подсознания как вместилища прежде всего сексуальных инстинктов, и сделал его вместилищем архетипов.
      Архетип - это эдакий психический перевообраз, общий и для выпускника Оксфорда, и для дикого туземца с Соломоновых островов. Архетипы можно одинаково встретить и в снах, и в сказках, и в священных текстах мировых религий, и в рекламе, которая идёт по телевизору. Они представляют собой, по определению Юнга, "формы без содержания", которые поднимаются наверх из подсознания и которые сознание может наполнить чем угодно. Т. е. архетипы играют для сонательных представлений человека организующую роль. Например, первобытный человек рассказывает детям у костра сказку, и в этой сказке появляется добрый шаман, который вручает главному герою волшебный предмет, который помогает герою одержать победу над врагами. А в современности творец рекламы пытается выдумать, как ему навялить телезрителю моющее средство "Comet" - и совершенно непроизвольно в его мозгу возникает добрая тётка, которая с этим самым "Comet" является к незадачливому герою, не могущему отмыть плиту. И здесь, и там, мы имеем дело с известным архетипом "мудрый помощник". Впрочем, создатели современной рекламы, как правило, с теорией архетипов знакомы, и используют её совершенно сознательно.
      Значимость архетипов, согласно Юнгу, в том, что они являются выражениями всеобщих человеческих нужд, инстинктов и стремлений. Эти образы вневременны, внепространственны, т. е. существуют всегда и везде, независимо от человека, и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории; здесь теория Юнга приближается к идее единого информационного поля.
      Дело Юнга продолжили его ученики - Адлер, Кэмпбелл, и многие другие.
      Я сейчас буду топтаться по святому и попытаюся показать,как архетипы проявляют себя в фэнтэзи. Всем, тут сидящим, известно, что "фэнтэзи" в переводе означает "фантазия". А значит, сей творческий жанр представляет собой буквально непаханное поле, на котором могут порезвиться архетипы - в силу того что фантазия по определению не ограничена какими-то рамками, и только сама для себя их создаёт. Фэнтэзи для себя эти рамки успешно создала, уже давно, и результатом стала ситуация, которую великолепно обстебали Сапковский и С. О. Рокдевятый: сюжеты большинства произведений похожи друг на друга. Это объясняется не только творческой импотенцией коммерческих авторов, но во многом и тем, что сии сюжеты состоят из набора одних и тех же архетипов, а точнее, представляют собой один архетипический сюжет.
      Не будем сейчас доискиваться истоков фэнтэзи - от Гомера она пошла, от Гоголя или от Гофмана, но уккажем, что из сказак этот архетипический сюжет ближе всего стоит к т. н. волшебной сказке, повествующей о путешествиии героя в тридесятое царство за чудесным кладом или принцессой ("Царевна-Лягушка", например). Откуда же появилась сама волшебная сказка?
      Её корни нужно искать первобытных обрядах инициации и связанных с ними мифах. Это блестяще показал В. Я. Пропп, к интереснейшим работам которого я и отсылаю желающих. Напомню, что инициация - это обряд вступления молодых людей во взрослую жизнь, существовавший во всех без исключения древних культурах. После прохождения этого обряда в определённом возрасте юноши и девушки начинали считаться взрослыми и получали все соответствующие права, в т. ч. право вступать в брак. Любой обряд инициации - хоть у папуасов, ххоть у эскимосов - предполагал преодоление трудных препятствий, а вконце своёём - символическую смерьть. Человек как бы умирал для старой жизни и возрождался для новой, часто получая новое, взрослое, имя. После прохождения этого обряда он имело право узнать самые тайные мифы племени, которые до тех пор от него скрывались.
      Книги Проппа блестяще объясняют происхождение волшебных сказок, и то, почему у разных народов они похожи друг на друга - потому что похожи были обряды инициации. Однако почему все эти обряды так обязательны для любого первобытного общества и похожи друг на друга?
      Психоаналитическая школа предлагает свой ответ - потому что в них воплощаются архетипы.
Ученик Юнга, Дж. Кэмпбелл, вводит в теории психоаналитической школы понятие мономифа - глобального сющета, выраженного в большинстве созданных человеком произведений художественной культуры и состоящего из целого комплекса связанных между собой архетипов.
      Что же это за сюжет?
      Очень упрощая, за недостатком времени, и выкидывая многие функциональные элементы, его можно представить так:
      1. Герой призывается в опасное путешествие. Часто сам он этого этого не хочет.
      2. В опасном путешествии герой встречает множество препятствий, но одновременно и множество верных помощников.
      3. Имеет место главное испытание - чаще всего битва с чудовищем.
      4. Герой возвращается домой с невестой или каким-то трофеем, тем самым облагодетельствуя весь мир.      По       Кэмпбеллу, сей сюжет есть не что иное, как символическое отражение психического процесса, называемого индивидуацией. Индивидуация - это достижение внутренней целостности, которое происходит на основе интеграции сознательного и подсознательного опыта человека, постижение человеком самого себя. Этот процесс может длиться всю жизнь и протекать очень и очень драматично.
      Всякого рода Тёмные империи, куда отправляются волшебные герои, чтобы отыскать волшебное Что-то-там, все раскиданные по фэнтэзюшной карте Храмы Древнего Зла или там Руины Чёрного города с этой точки зрения - символы нашего собственного подсознания, вместилища наших личных и общечеловеческий комплексов и страхов, к которым человек должен повернуться лицом, понять и принять, чтобы процесс индивидуации был завершён. В этих жутких местах непременно хранится какое-то сокровище, которое есть символ нашей собственной внутренней целостности, нас самих, какими мы должны стать.
      Пройдемся ещё раз по пути Героя, имея в виду архетипическую символику его путешествия. Первый этап - призыв к путешествию - символизирует необходимость индивидуации для достижения психической уравновешенности, и, в конечном счёте, счастья. Однако, поскольку путь индивидуации нелёгок и далеко не каждый осилит его, герой часто не желает отправляться в путешествие. "Закрыть глаза" на собственные тёмные стороны гораздо проще. Отсюда образы отталкивающего вида вестников, призывающих героя к путешествию. Помните царевну-лягушку, которая только потом превратилась в красавицу? Отсюда столь часто встречающиеся в мифах, сказках и фэнтэзи образы некоего запустения, наступающего в наказание за нарушение, за отказ следовать своей судьбе. Например, это картина "сонного царства", правитель которого побрезговал пригласить на свой пир злую колдунью. Если же вестник путешествия выступает в благообразном виде какого-нибудь Мерлина или Гэндальфа, то он символизирует собой опыт многих поколений предков человека, шедших по тому же самому пути, который представляет собой судьбу не только конкретного индивида, но всего человечества; это знак того, что человек не одинок на дороге самопознания, сей путь не так страшен и уже был преодолён многими.
      То же означают и волшебные помощники, с настораживающей регулярностью встречающиеся герою на всём протяжении сюжета и помогающие ему выбраться из самых безвыходных ситуаций.
      Наконец, наступает пора ГЛАВНОГО ИСПЫТАНИЯ. Герой вступает схватку с чудовищем (сиречь - самим собой) и обретает некий трофей (самого себя). Особенно наглядно это символизируется в т. н. близнечных мифах и сюжетов схватки героя с собственным "плохим" братом. На этом же этапе герой может быть умерщвлен, расчленён и т.д. и т.п., чтобы впоследствии возродиться. Смерть символизирует обращение к собственному подсознанию, индивидуацию. (Хм-м… Не отсюда ли растут ноги у порочной практики постоянного "возрождения героев" в коммерческой фэнтэзи? :) )
      Вернувшийся "с трофеем" герой неизменно облагодетельствует мир или хоть какую-то его часть. "Спящее царство" просыпается с появлением принца. Фродо спасает мир, Сэм наводит порядок в Шире. Часто герой возвращается с волшебным эликсиром, с помощью которого разрешается трудная ситуация. Всё это - опять же символы того, что индивидуация - процесс, не только играющий важную роль в психологическом опыте конкретного человека, но основополагающий в историческом опыте человечества. Только изменивший себя сумеет изменить мир - а точнее, помочь другим измениться. Только нашедший дорогу к себе способен показать её другим - таково, по мнению исследователей психоаналитической школы, извечное содержание человеческой истории.
      Интересно, что, согласно тому же Дж. Кемпбеллу, обряды, тесно связанные с мифологической традицией и организовывавшие всю жизнь первобытных обществ, служили направлению человека по пути достижения внутренней целостности и гармонии с окружающим миром.
      В современном обществе эта традиция разрушена - отсюда его невротичность и инфантилизм.
      К островкам мифологической традиции в море современной культуры относится, в частности, жанр фэнтэзи. Любовь к литературе подобного рода и увлечение ролевыми играми, т.о. - это попытка человека заново выстроить истинную систему ценностей.
      И нас ещё обвиняют в бегстве от реальности!

       Литература:
      1. Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лиц. Киев,2000.
      2. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.
      3. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1997.

Степаненко П. А. (Странник)
http://magic-guild.narod.ru
Подпись:  Franky
15.04.2010