ФРПГ и философский камень


«ФРПГ и философский камень», или «Идеальный рецепт успешной ролевой».


Понравился заголовок? Расслабься. Я пошутил.
Философского камня не существует. Вернее, он существует, конечно, но только в сознании алхимиков, посвящающих его поискам целую жизнь. Жизнь форумной ролевой это тоже, своего рода, алхимия. Там протекают какие-то загадочные процессы, что-то кипит и испаряется, и универсального рецепта для всего этого нет.
Зачем я тогда все это пишу? Хороший вопрос. На самом деле, многие подозревают, что совершенства невозможно достичь, но к нему можно приблизиться. Существуют для этого различные приемы и методы, о которых я сейчас не стану рассуждать. И вообще, цель этой статьи не в том, чтобы дать ответы, на вечный вопрос – «Как сделать так, чтобы у меня все было, и мне за это ничего не было?», а в том, чтобы как раз, задавать вопросы. А отвечать на них, или не отвечать, это уже личное дело каждого. Только, давай сразу договоримся, что если отвечать – то честно. Иначе, зачем?
Сразу оговорюсь – предложенные здесь вопросы – не тест. Однозначно правильного ответа на них, не существует. Ставить плюсы и минусы, считать баллы, и ожидать, в конце статьи обнаружить результат вроде – «Поздравляем! Вы - Красная Шапочка!», не следует. Это вопросы наводящие. К размышлению.
Итак…

Часть 1. «Вначале создал я небо и землю.» (Для тех, кто только собирается или подумывает, о том, чтобы создать собственную ролевую.)
Предположим, что ты – опытный и тертый игрок. Ты прошел огонь, воду, и медные трубы. Ты знаешь, с какой стороны браться за меч, и где раки зимуют. Ты успел уже поучаствовать в роли игрока, а может быть даже и приглашенного мастера, в чужих проектах. И вот, свершилось. Ты созрел на собственную ФРПГ.
Первый, и самый главный вопрос – «Зачем?» Оно тебе надо? Тратить кучу сил и времени на будущую игру. На затяжную «беременность» идеей, растущей внутри, не дающей покоя, никак не желающей оформится, пока еще в твоем сознании, в нечто определенное. Оно надо? Тратить время на поиски подходящего хостинга, и регистрацию нового форума? На ковыряния в коде? На создание дизайна? На администрирование? На сидение, часами, на сайте, где нет пока никого, кроме тебя? На изобретение велосипеда, сиречь прописывание игрового мира с нуля? На рекламу? На регистрацию в каталогах? Привлечение новых игроков, это, наверное, самая тяжкая часть работы над будущей игрой. Надо? Точно? Уверен? Поздравляю! Ты приобрел себе геморрой на ближайшие… там уже как пойдет. Не готов? Не берись. Любое дело требует вложений времени, сил, а главное – души. Иначе оно заранее обречено на провал. А ты как думал? Сотворение мира – дело хлопотное.
Второй вопрос – «Зачем оно надо лично тебе?». Тебя греет мысль, о безграничной власти над целым миром? Об игроках, которые будут с трепетом взирать на твой грозный аватар с ником «ГМ»? О непререкаемом авторитете? О том, что можно «рявкнуть королевским рявком», и шестеренки закрутятся так, как это угодно Всемогущему? Да у тебя не творческий потенциал, а мания величия! Хорошая новость – это лечат. Плохая новость – для этого совершенно необязательно создавать мир. Более того – противопоказано. Мастер, который не осознает свою ответственность перед игроками – это хреновый мастер. Книга пишется для кого? Правильно. Для читателя. Форумная ролевая игра создается для игрока. Для соавтора. Чтобы ему было приятно и комфортно в ее рамках творить. Чтобы он – игрок, получал удовольствие. Игроки это прекрасно знают. А вот некоторые мастера, в кавычках, забывают напрочь. В общем, мастер, будь готов к тому, что с тобой будут не соглашаться, с тобой будут спорить до хрипоты и синяков на пальцах, отстаивая свое право на видение твоего мира. И будут правы. Поскольку, если ты не готов идти навстречу игрокам – играй на своем форуме сам. Или пиши книгу.
Третий вопрос – «Ты создаешь мир только для того, чтобы комфортно и с размахом, не утруждая себя необходимостью принимать во внимание чужое видение мира, его законы и правила, самому играть своим самым крутым и замечательным персонажем?» Что, роль Гарри Поттера на всех присмотренных тобой форумах, уже занята? Какой ужас! Роль избранного, спасителя мира, завоевателя мира, главного злодея, главной жертвы, главного героя, девушки главного героя (нужное подчеркнуть) тоже заняты? Как же так? Непорядок! Нужно срочно налепить собственный мир, и, самое главное, успеть забить, раньше других, того самого, вожделенного персонажа. А то вдруг опять кто-то зарегится раньше, и весь кайф обломает! И фигня, что мир разваливается по частям, дизайн слеплен на скорую руку, или сперт с бесплатной раздачи. Ерунда, что половина локаций вообще не прописаны. А зачем? Ты же в них никогда не появишься. И игроков мало. Ну почти совсем нет. Мелочи жизни. Игроки – дело наживное. Пусть только зайдут, увидят как классно ты отыгрываешь своего главного героя, и резко возгорят желанием создавать своим присутствием тебе фон. Намек понятен? Умница. Возьми с полки пирожок.

Часть 2. «Уж полночь близится, а Германа все нет.» (Для тех, кто уже создал свою ФРПГ.)
Предположим, что ты, уже Мастер. Демиург. Ты успешно выносил и родил. Поздравляю – у тебя Мир. Именно так. С большой буквы. И Мир твой замечателен во всех отношениях, оригинален и прекрасен. Одна беда. Игроков мало. Не идут. Или идут, но не задерживаются. Или задерживаются, но как-то вяло. Почему? Может что-то не так? Давай думать. Задавать вопросы.
«Сколько времени прошло, со дня открытия твоего форума?». Это важно. Ты же не думаешь, в самом деле, что мир можно создать, как библейский Бог, за семь дней. Время нужно на все. На развитие проекта. На доработку мира. На наполнение форума. На то, чтобы занять достойное место в рейтинге, и просто примелькаться в среде ролевиков. Имей терпение. Оно тебе еще ой как пригодится.
«Что ты делаешь для того, чтобы люди о тебе хотя-бы узнавали?» Это важно. Реклама – двигатель прогресса. Сам по себе сайт в каталогах не зарегистрируется, и в рейтинге подниматься не будет. Не умеет он этого. Так случилось. Говори о себе. Способов множество. Баннерообмен, те же каталоги и рейтинги. Пропиши метатеги, наконец. Если не хочешь или не можешь заморачиваться сам – найди того, кто поможет. Не пренебрегай сарафанным радио. Попроси друзей и знакомых рассказать о тебе своим друзьям и знакомым. Пользуйся принципом «семи рукопожатий», мир теснее, чем тебе кажется.
«Что ты делаешь для того, чтобы люди, заглянувшие на твою игру, захотели в ней остаться?». Ты четко прописал все доступные расы, классы и профессии, при этом шаг вправо или в лево от канона, расценивается как попытка переворота? Ты твердо уверен, что у эльфов могут быть только зеленые глаза и никакие другие? Ты на полном серьезе считаешь, что персонаж, претендующий на роль мага, должен знать наизусть теорию о микролептонной корреляции полипептидных цепочек? При регистрации, ты предлагаешь игроку заполнить анкету на двадцати листах, а потом две недели лениво ее почитываешь, выявляя все новые недочеты? Ты ждешь от игроков соблюдения правил, которые не соблюдаешь сам? Принимая новичков, ты бросаешь их на произвол судьбы, предоставляя возможность самому придумывать себе квесты, в одиночку исследуя твой прекрасный и интересный мир? Ты запихал в раздел «знания о мире» столько всего, что сам уже не помнишь, что там есть, а чего нет? Там же, между строк, ты спрятал ответы на вопросы, на которые предлагаешь игроку ответить, если он хочет, чтобы его анкету хотя бы приняли на рассмотрение? Ты банишь игроков за каждую попытку заикнуться о том, что мастер не прав? Правда? Серьезно? Молодец! А что ты еще делаешь? Расскажи мне. Так, чисто поржать.

Часть 3. «Не то, чтобы совсем не попал, а просто не попал в шарик.» (Для тех, кто бороздит просторы интернета в поисках идеальной ФРПГ.)
Заходи. Садись. Устраивайся поудобнее. Сейчас я расскажу тебе сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве, жила-была принцесса. Нормальная такая принцесса, сказочная, с большими голубыми глазами и светлыми кудряшками. И была у этой принцессы мечта – найти себе идеального принца. Принцев вокруг было, как грязи. На любой вкус. И многие из них, хоть сейчас готовы были стать «ее» принцем. Да вот беда. Не было среди них идеального. В каждом видела принцесса какой-нибудь недостаток. У этого нос слишком длинный. У того глаза не того цвета. Этот говорит с акцентом, тот вообще гнусавит. А вот этот почти подходит, да вот беда – женат. Долго искала принцесса. И, как это часто бывает в сказках, в один прекрасный день, нашла! Нашла, представьте себе, идеального принца. И красивый, и воспитанный, и начитанный, и умный, и вообще! Одним словом – идеал. Обрадовалась принцесса, и кинулась принцу в объятья, с криком – «Как же долго я тебя искала!» Принц подождал, пока ей надоест на нем висеть. Взял ее, вежливо так, за плечики, и отодвинул в сторону. «Не мешай. – Сказал принц. – Я ищу себе идеальную принцессу.»
Моряль… а о морали я рассуждать не буду. Придумай сам. А буду, как и обещал, задавать вопросы. Поехали.
«Как это сделал бы ты, если бы умел?» Можно без конца рассуждать о достоинствах и недостатках чужой ролевой, после того, как кто-то, ее уже сделал. Люди вложили силы и время, и много чего другого, чтобы игра, на которую ты пришел, выглядела хотя бы так, как сейчас. А что сделал ты? Хорошо. Другой вопрос – А что ты умеешь? Разбираешься в коде, и можешь исправить некоторые баги? Способен сделать дизайн лучше, чем это сумел запаренный мастер, в перерыве между описанием мира и проверкой анкет? Можешь сделать игрокам красивые аватарки, или баннер? В сайтостроительстве и дизайне не разбираешься, но готов потратить полчаса в день на рекламу? Ничего из этого не умеешь, кроме как со вкусом и качественно флудить? Флаг тебе в руки! Ни одна адекватная команда админов от посильной помощи игроков не откажется. Запомни. Ни одна.
«В твоей команде, собрались для отыгрыша общего сюжета ты – магистр стихийной магии, хрупкая девушка эльфийка с красивым, но труднопроизносимым именем, темпераментный гном, чуть что, хватающийся за секиру, боги знают, кто еще. Скольких из них ты знаешь по имени?» Я имею в виду не персонажей, а игроков. А скольких ты знаешь в лицо? А когда у девушки, которая играет за прекрасную даму, которую твой персонаж обхаживает – день рождения? А почему не спросил? Да ответят! Почти наверняка. А пообщаться, так еще найдете много общих тем для разговора. А то и окажется, что в игре вы видите одни и те же недостатки. А там и придумаете сообща, как из исправить. Объединяйся. Общайся. Иди на контакт. Открою страшную тайну – не только с игроками, с мастерами тоже можно общаться. Они тоже люди, по большей части, даже вменяемые. У них тоже бывает годовой отчет, и семейные обстоятельства, и несварение желудка. И флудить они любят, не меньше твоего. Вот только пока не заговоришь с человеком, ничего этого не узнаешь.

Выводы. А выводов, как я и говорил – нет. Вместо них, приведу, пожалуй, две хороших цитаты, применимые, наверное, к любой ролевой игре, и к любому ролевику.
1. «Заслуживает право на существование любая литература, кроме скучной.» Мольер.
2. « Не бойся браться за незнакомое дело. Ковчег построил любитель. Профессионалы строили "Титаник".» К.Маркс.


© Шеодар (aka ГМ ФРПГ «Песни Ваарды»)
Ссыль на вышеозначенную ФРПГ: http://vaarda.ucoz.ru
Мыло автора: kirin2012@yandex.ru
Подпись:  Franky
13.10.2010
 
2010-10-19 20:14:50
Лорея Дата регистрации:
2009-05-19
Статья и в самом деле не открывает ничего нового, как и сообщил любезно автор. Уважай себя и других, отдавай то, что можешь, получай то, на что рассчитываешь... Прописные истины.
Однако, многим из тех, кто только начинает (создание ли мира, игру ли) может пригодиться: многие грабли из числа тех, на которые можно наступить, заботливо подняты и выставлены на показ. Конечно, не все моменты стоит принимать за истину. К примеру, фразу:
В общем, мастер, будь готов к тому, что с тобой будут не соглашаться, с тобой будут спорить до хрипоты и синяков на пальцах, отстаивая свое право на видение твоего мира.
Если, создавая мир, вы готовы прогнуться под любого критика, то грош вам цена. И тут не идет речь о глупом критиканстве, "троллях" и прочих. Зачастую критики вполне разумные вещи пишут, доказывая, что на втором полушарии вашей планеты вполне может быть Мексика из нашего реального мира (пример из собственного опыта). Они приведут сотни фактов, докажут, что самолет еще Леонардо да Винчи изобрел, а значит и в вашем мире ему найдется место.
Вот только вы сами должны понимать, до какой степени готовы расширять начальный замысел. Игроки должны понимать, что свободу творчества никто не ограничивает, но если Мастер говорит "Нет", то это однозначный приговор. Лично я с таким своим правилом знакомлю всех и каждого.
Но, еще раз повторюсь, автор заслуживает уважения уже тем, что сумел преподнести все это в весьма удобоваримой форме. Читать интересно, читать легко. Иногда даже получалось ловить себя на мысли, что хочется поспорить. Причем, довольно-таки серьезно.
Единственное, что портит впечатление - оттенок некой мании величия, в который окрашен текст. Автор, судя по всему, очень горд собой, своим форумом. Это хорошо, конечно, нужно гордиться всем, что делаешь, но... публицистика дело такое... требует все-таки иной интонации.
Фраза "Так, чисто поржать." коробит очень сильно. Не нужно заранее оскорблять своих читателей. Это популярности ни вам, ни проекту, что вы так крупно рядом с именем написали, не принесет.

С уважением)
2010-10-19 21:05:19
Franky Дата регистрации:
2009-01-19
ЧСВ - неизбежный атрибут любого мастера. Вот, к примеру, взять меня *смайлик наполеон*
:)))
2010-10-20 10:35:26
Шеодар Дата регистрации:
2010-10-12
Лорея Огромное спасибо за отзыв. В особенности за критику. Вы правы. Я действительно люблю свой прект, силы в который вложило много людей, не только я. Я действительно тщеславен. Ничего не могу с собой поделать, кроме как честно признать это. Я действительно бываю резок в высказываниях.
У меня еще очень небольшой опыт в публицистике. Надеюсь, отзывы, подобные вашему, содержащие конструктивную критику, будут сопровождать мои попытки в этой области, и в дальнейшем, и это поможет мне, со временем, научиться писать лучше.
Однако, считаю не лишним, подчеркнуть, что я не призываю мастеров прогибаться под каждого игрока. Я призываю их быть готовыми к тому, что разногласия будут иметь место.
Кроме того, размер шрифта статьи и подписи - одинаковый. Жирным шрифтом подпись и название пректа, были выделены по инициативе редактора.

Franky Увы. Чувство Собственной Важности, присуще не только любому мастеру, а любому человеку вообще. Как говорил один замечательный персонаж, - "Тщеславие, любимый из человеческих грехов." Бороться с ним очень трудно. Когда у меня получится избавиться от этого недостатка, я перестану заниматься творчеством, и уйду в буддийский монастырь. Ибо зачем оно мне тогда будет надо?
2010-10-20 14:02:52
Franky Дата регистрации:
2009-01-19
если бы не считалось неприличным, то я бы писал авторов ГИГАНТСКИМ шрифтом т.к. именно они "делают" рассылку, за что огромное спасибо!
2010-10-28 17:04:12
Альма Дата регистрации:
2009-11-10
А мне статья понравилась, забавно читать ее уже будучи создателем игр - сразу вспоминается "юность", когда только-только все начиналось. Так трогательно сразу на душе становится XD
2010-10-28 17:43:02
Dead_breaD Дата регистрации:
2010-08-22
А меня статья не впечатлила. Ничего нового, а то что есть, то можно было изложить используя меньшее количество знаков.
2011-10-04 17:18:32
Эн-Лиль Дата регистрации:
2011-09-24
По мне так весь смысл статьи и ради чего её стоило читать, это те самые две цитаты в конце. Они вдохновляют на литературные и организационные подвиги :)
 

Зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий