Профессия - мастер РИ?


Автор: Вячеслав Рожков
Источник: http://www.alexander6.ru/

В то далекое время, когда я был холостым и... очень даже боевым, часто задумывался над этим вопросом. Думаю я не одинок и эта статья поможет хоть как-то пролить свет на эту тему.
Franky

Начнем с определения. Профессия - постоянная специальность; основной род деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Мы рассмотрим, может ли являться профессией деятельность "Мастер ролевой игры". Ролевые игры будем рассматривать только полевые и кабинетные (павильонные). Настольные игры, как известно, давно сложившаяся индустрия.

Начнем с социального аспекта. Увы, здесь профессиональным мастерам похвастаться нечем. В списке профессий соответствующая строка отсутствует. А это значит, что в единой тарифной сетке зарплата для мастера ролевой игры не предусмотрена. Отсутствуют учебные заведения, выпускающие из своих стен профессиональных Homo Ludens. Но есть гораздо более печальный признак - слова "мастер ролевой игры" не несут никакого смысла вне тусовки. Увы, слова "ролевая игра" чаще всего вызывают непонимание, в лучшем случае узнавание с улыбкой "А-а-а, толкиенисты!" Итого, первый печальный факт : специальность обществом не признана. Ближайший соратник - массовик-затейник.

Да и с профессиональной подготовкой тоже не все гладко. Всякий молодой мастер норовит прогуляться про грабельному полю и насобирать шишек на собственный лоб. Информация, конечно, есть в Интернете, да и в журналах многое напечатано. Только тираж у журнала - дай Бог сто экземпляров. и пылится он в чьей-то коллекции. В Сети дело обстоит немного получше - материалов гора, да только свалены они грудой. И захочешь - не разгребешь. Так и учатся юные мастерские дарования : съездил на первую свою игру, посмотрел на чужие ошибки и решил налепить ошибок собственных. Кое у кого, правда, неплохо получается. Знал я одну команду. Жили они в отрыве от всего остального движения и целый сезон играли каждые выходные сами с собой. А когда мы их нашли, то обнаружили, что за лето эти ребята прошли путь, который ролевое движение проходило пять лет. И с гордостью положили они на алтарь знания изобретенную ими самостоятельно классическую бесхитовую боевку. Вот такой Бойль-Мариотт, понимаете, получился.

С общественным признанием неважно дело обстоит, с профессиональной подготовкой тоже. Остался у нас один критерий профессии - источник существования. Уж по деньгам-то мы всех затмим. Посмотрим на ролевые игры с точки зрения свободного рынка. Взглянем сначала на смежников.

Какова бизнес-модель у производителей настольных игр? Да очень простая. Есть коллектив авторов, который разрабатывает игровые системы и аксессуары и выпускает их неслабым тиражом. Армия потребителей осаждает книжные магазины и деньги рекой текут в карманы владельцев системы. Что до профессиональных мастеров настольных игр - увы. Не видел ни одного. Да и о существовании не слыхал.

Поглядим на соседей с другого боку. Пейнтбол - стрельба друг в друга шариками с краской, Galaxy - пальба из лазерных пистолетов в темном лабиринте. Ну чем не ролевая игра. И есть профессиональные мастера. Вводная - пять минут инструктажа перед получением оружия. Игра - от двадцати минут притока адреналина. И послеигровой разбор есть - распечатка с калькуляцией : сколько раз в кого попал. Ну чем не ролевая игра и не профессиональный мастер. Да вот только на самом деле не мастер это, а техник по эксплуатации дорогостоящего оборудования.

А может быть и мы так сможем? Не вытанцовывается что-то. Аксессуары и доспехи - хлеб реконструкторов. Что до загруза, то он занимает гораздо больше времени, чем хочет выделить среднестатистический потребитель досуговых удовольствий. А адреналина ролевые игры дают существенно меньше, чем техногенные пострелялки. Потребитель нашего продукта - человек, который способен и ,что важно, желает и физического, и мыслительного усилия. Но самое главное, это человек, который принимает концепцию ролевой игры и не побежит в психушку за помощью, если встретит на дороге витязя в кольчуге. Для профессиональных мастеров должна быть прежде всего подготовлена аудитория - весьма специфичная группа. И сдается мне, мы ее хорошо знаем. Это РИ-сообщество. А с деньгами в РИ-сообществе небогато.

Итак, игры в досуговой сфере ориентированные на РИ-сообщество. Бюджет небольшой по московским меркам игры на 200 человек составляет около 500 долларов, что на игрока составляет около 80 рублей. Профессиональный мастер должен получать хотя бы около 100 долларов в месяц.Таким образом, каждый профессиональный мастер увеличивает размер взноса на 15 рублей. И заметим, что это нелегальные с точки зрения государства средства. А если легализоваться, то расходы сразу ползут вверх в разы. Еще хуже дело обстоит вне столиц. Количество игроков там сильно меньше, и финансовые возможности послабже. Так что лишний тридцатник ко взносу конкурентоспособность игры резко снижает. Не забудем и то, что полевые игры проходят летом, а кушать хочется круглый год. Так что мастеру при таком раскладе придется провести 12 игр за сезон. Лето в лесу! Готовы? господа профессионалы. Итак, 12 игр накормят одного профессионала в течение года. При условии, что его команда работает за спасибо.

Можно пойти по пути укрупнения. Игра на 1000 человек со взносом в 10 долларов с носа. Это более серьезный подход. Прецеденты есть, система работает. Осталось подгрести под себя ХИ или раскрутить новую игровую марку.

Попробуем все-таки вылезти на внешний рынок людей от РИ-сообщества далеких. Ну, во первых, придется предоставить им реквизит - дрыны, костюмы, полигон с крепостями. Все это стоит немалых денег, так что вряд ли окупится за одну игру. Так что наш профессиональный мастер надолго привязывается к одному и тому же проекту и катает его до полной окупаемости.

Итак, в чисто капиталистической среде есть два пути профессионализации : большие игры для РИ-сообщества и развлекательные игры для масс, неоднократно повторенные.

На Мастер-зиланте 2003 обсуждались также темы "РИ и бизнес" и "РИ и образование". Да только нас не ждут в этих областях. В бизнесе есть деловые игры, направленные на тренировку голого функционала, отработку профессиональных навыков. Мы бизнесу не можем предложить ничего интересного. Что касается образования, то ролевые игры для детей должны быть принципиально иными. У детей другие реакции, другое поведение. РИ в современном виде для образования не годятся. За обоснованием обратитесь к практикам - Казанскому Игротехническому семинару.

Что же, все так печально? Мастера ролевых игр так и останутся подпольщиками? Совсем необязательно. Только для этого нужна кропотливая и длительная работа в социуме. Для начала стоит показать обществу место ролевых игр, доказать их пользу, сформировать положительное впечатление. После этого следует оформить знания по подготовке и проведению игр в виде учебного курса и попробовать погонять его факультативно. Дело ведь не только в подготовке мастерских кадров, но и в подготовке слоя потребителей - игроков. Невозможно сделать революцию в этой сфере, когда нет ни верхов, ни низов. Пусть вначале не будет специальности "Мастер ролевой игры", но будет учитель, обученный этому. А дальше - больше. Появятся методисты, официальная организационная структура, специализированная подготовка по предмету. И после социального признания те, кто прошел этот тяжкий путь и вынес на себе тяготы создания нового направления, убеленные сединами, получат наконец доступ к вожделенному призу - государственному бюджету.
Подпись:  Franky
19.05.2009
 
2010-07-20 08:33:59
Yaan Дата регистрации:
2009-09-01
Не знаю, по моему мнению хобби скоро начинает надоедать и его приходится превращать в работу. Например у нас клуб ВСПК "Рысь" (страйкболисты, надеюсь объяснять не требуется) перешел в режим заработка, многие предприятия, команды и просто люди желают провести такие "игровые" корпоративы. С ролевкой несколько сложнее - это более дорого, но и заработок в нашем движении не за горами. Даже сейчас у мастеров остается некоторая сумма со взносов. Как пример на наших играх при взносах 500 рублей, с условием, что на эти деньги игроков кормят и поят, дают некотоыре игровые материалы для модуляции жилых домов, антуража, иногда костюмов, + обустраивается аптечка и постоянно держится транспорт - у мастеров треть а иногда и половина денег остается " на усмотрение мастера".
2010-07-29 01:06:31
Дата регистрации:
2009-09-05
Оно и правильно: мастер игру сделал - "получил" зарплату. Эти деньги в любом случае не пропадут: на них будет куплен новый материал, придуман новый ролевой шедевр... Ну или просто спасён от голодной смерти гораздый на выдумки человек)
 

Зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий