как научиться писать книги


Источник: http://mellon.forum24.ru/

"Что я делаю, чтобы сделать текст."
1. Когда пишу текст, всегда намечаю его формальную структуру. Там, где будет заголовок, пишу “Заголовок”, хотя заголовка я еще не придумал. Там, где будет вводка, пишу “вводка”. И даже добавляю специальные символы форматирования, которые приняты в редакционной системе моего журнала. Это помогает мне поверить в то, что текст станет реальным, и увидеть его в будущем. Это помогает раскачаться. Так гораздо лучше, чем сидеть и тупо пялиться в монитор.
2. Стараюсь разрывать работу, чтобы очищать восприятие. Идеально уснуть, проснуться и взглянуть на текст заново. Освежить восприятие на более коротком отрезке можно, если поработать например дома, а потом поехать в офис, если изменить шрифты и размеры кегля в документе, если распечатать текст и почиркать ручкой. Во время разрыва важно не думать о тексте. Тогда мысли о нем приходят сами, и все обычно хорошие.
3. Когда пишу большие тексты, использую “принцип ярких мест”. Сначала пишу отдельные куски, которые самопроизвольно родились, потому что произвели впечатление, или потому, что в них хорошая яркая фактура. Не думаю, в какое место текста эти куски лягут. Но потом, когда они все сделаны, зачастую структура вырисовывается сама - я просто скачу по кускам как по кочкам.
4. В работе с текстом самым важным считаю принцип “сильных позиций”. Он гласит, что сильные позиции производят сильнейшее впечатление, поэтому в сильные позиции надо ставить самые сильные фрагменты. Тогда получается эффект синергии - сила не складывается, а утраивается. Сильная позиция - это начало или концовка. Начало и концовка заметки. Начало и концовка главки. Начало и концовка абзаца. Или даже начало и концовка предложения. Чем больше часть текста, тем сильнее у него начало и концовка, тем выше требования к тому, что туда помещаешь. Самые высокие требования - к началу и концовке всего текста, самые слабые - началу и концовке предложения. Значимы начало и концовка глав. Многие же не понимают этого принципа и делают наоборот - закапывают важное в середину, и надеются, что читатель это будет раскапывать.
5. В работе со словом считаю самым главным не писать слов (а тем более предложений), которые ничего не значат. Такие слова встречаются на каждой странице даже у классиков, не говоря про остальных. Красивый, страшный, большой, очень, много, мало. Вместо употребления таких слов, я стараюсь использовать конкретные слова, чтобы читатель сам сделал вывод, какое это описываемое явление красивое, страшное и большое, как этого много или мало. В этом смысле надо относиться к каждому предложению текста как к кадру кино. В кино нельзя сказать, что по улице идет красивая девушка (красивая - ничего не значащее слово), но можно показать, что встречные мужчины и даже женщины восхищенно смотрят ей вслед. Не надо писать “риторически спросил Петров”, потому что из самого вопроса должно быть понятно, риторический это вопрос или нет. Не надо писать “с интересной проблемой столкнулся Иванов”, надо описать проблему так, чтобы читателю и так стало очевидно, что это проблема интересная и что Иванов с ней столкнулся. Борьба с ничего не значащими словами - священная задача человека, который пишет тексты. К счастью, она никогда не может быть закончена и ни один писатель не может сказать, что поборол все незначащие слова, прокравшиеся в текст.
6. Пытаюсь использовать правило Стивена Кинга: окончательный вариант = первый вариант - 10%. Удается через раз - сложно побороть собственное эго и многословие.
7. Последнее, тонкое. Слежу, чтобы в тексте был ритм. Ритм текста и ритм абзацев и ритм слов. А ритм создается повторами, что с трудом переживает большинство литературных редакторов.

(с) Максим Котин
Подпись:  Franky
19.05.2009