Блеск и нищета ролевого движения


Я хочу остановиться на причинах того, от чего движение, столь многообещающее в начале своем, на десятом году своего существования превратилось не то чтобы в некую болотообразную тусовку ≈ это было бы еще ничего, ≈ а в явление антисоциальное уже по сути своей.

Во-первых, достаточно большая, превышающая средний уровень, концентрация гуру и различных учителей: практически в каждом городе есть по одному, иногда и больше. В некоторых городах их воспринимают как неизбежное зло, в некоторых ≈ как головную боль, в некоторых ≈ как местную достопримечательность. Но социальный вред от них меньшим не становиться, поскольку по сути эти люди в большинстве своем (я не говорю о тех, кто несет положительный заряд, положительную нагрузку) представляют собой тоталитарных сектантов, которые ищут себе паству. И в ролевом движении это сделать значительно легче, чем просто в миру, поскольку в миру к людям надо еще подобраться, чтобы люди открыли душу, и потом туда наплевать, а в РД люди раскрываются, и остается только плюнуть, что многие и делают.

Далее об "ушельцах". О них говорить уже даже и не прилично по причине банальности, но вред, наносимый этими людьми обществу и самим себе, от этого меньшим не становиться, и по этим людям тоже судят о нас. Когда человек всю свою сознательную жизнь проводит в мечтах о том мире, для этого мира, для единственного, который есть, он потерян. Но это его личное дело. А вот то, что мир становится потерянным для него и всех окружающих он начинает воспринимать в негативном ключе ≈ это становится чертой, по которой судят о нас.

Далее совершенно немыслимая концентрация в РД людей, утоляющих за нас счет свою жажду власти, поскольку им ее негде реализовать, они нигде более не приняты и не восприняты и пришли суда как в сточную канаву. Людей, которые пытаются реализовать за счет нас свои комплексы, тоже очень много: в любой городской тусовке, на любом полигоне таких деятелей насчитываются пачки. Когда они начинают разбираться межу собой ≈ это очень забавно, но когда на примере этих людей начинают судить о РД в целом ≈ это уже не забавно.

Кроме того можно назвать такие мелкие бытовые подробности как пьянство, свободные межполовые отношения, которые воспринимаются очень многими участниками РД не просто как естественные, а как предмет некой гордости, некая визитная карточка "вот мы свободные, вот посмотрите на нас", и т.д.

Перечислять очень долго, и причин очень много. Я остановлюсь на одной из основных. Один из основных корней всех проблем лично я вижу в духе изоляционизма и призраке исключительности, которые с самого начала поселились в ролевом движении и просто ждали своего часа. Все начиналось с оценки себя как некой особенной, замечательной, умной группы, которая занимается такими необычными делами и которую не понимают в мире; следовательно, нужно выделиться и обособиться. А дальше произошло то, что Собковский назвал "добровольно и высокомерно избранной изоляцией". Естественное желание найти своих переросло в стремление отгородиться от мира и остаться за этими стенами. Стен не получилось, получилось то, что получилось. Этим духом изоляционизма проникнута очень значительная часть ролевого движения, причем даже тех, кто на словах выступают против него. Когда человек говорит: "А я хочу, чтобы была профессия игротехник, чтобы меня воспринимали исключительно как игротехника", ≈ это тот же самый изоляционизм только вывернутый на изнанку. Но ведь мы очень далеко не первые, игровой тренинг существует в очень многих областях: игровые программы изучают в пединститутах, задолго до появления РД были коммунарские методики и многие другие, люди, которые это все начинали, уже не просто взрослые, они уже давно состарились. Но мы упорно не хотим этого признавать, нам упорно хочется выделиться и обособиться, чтобы нас воспринимали как нечто великое, как людей, сказавших новое слово. Очень многие вполне четко воспринимают себя носителями единственной существующей истины, безвинно пострадавшими от общества. При этом существует еще агрессивная позиция по отношению к остальному обществу и очень агрессивная форма требований: "Дайте нам!" Но давать на каком основании? На основании того, что уже и без того очень длинный список тоталитарных сект скоро пополниться (да он пополнился уже) за счет ролевого движения? А ведь в некоторых местах нас кроме как тоталитарной сектой не называют, и, надо сказать, мы много сделали для того, чтобы нас так воспринимали. А что дается взамен? Пара-тройка фирм, торгующих не памперсами и сникерсами, а самодельными мечами и играми типа "Зарница" (разница не большая). Но общественная польза от этого всего лично мне представляется сомнительной.

Широко распространенный в ролевой среде толкинизм тоже имеет право на существование в общем потоке человеческой мысли и в этом качестве должен обогащать любого из прикоснувшихся к нему, но чаще получается обратное. Попытки рассматривать все явления только с одной точки зрения приводят к тому, что последователи этих учений теряют способность прислушиваться к чужому мнению, понять и принять чужую точку зрения и вообще допустить, что несогласный с ними тоже может быть прав. Таких очень много, причем каждый говорит о своем.

На мой взгляд, общественная польза (не путать с коммерческой) возникает там и тогда, когда группа лиц начинает делать нечто, имеющее значение не только для них самих, и деятельность эта направлена во благо. Но чем таким ≈ большим и хорошим -- может похвастаться ролевое движение? Конечно, есть люди, ведущие общественно полезную работу, но как их мало на общем фоне, и как они разобщены! И самое грустное, что все более и более эти люди отодвигаются в тень, и на первый план выходит уже перечисленный мною негатив.

Мне представляются несколько реальных путей выхода из этого кризиса: во-первых и главных, если РД хочет сохраниться как вид, должна быть интеграция вообще со всеми общественно прогрессивными силами, причем интеграция подлинная, когда воспринимаешь себя не одиноким камнем на вершине, а частью мозаики, и понимаешь, что таких, как ты, очень много, и каждый делает свое что-то, направленное на общее благо.

Во-вторых, как мне кажется, следует избегать духа полной коммерциализации, но наши российские реалии к сожалению таковы, что рано или поздно перед каждым занимающимся коммерцией в области ролевых игр встает выбор: сделать как надо, как правильно, чтобы это было во благо, или сделать так, чтобы купили, и это очень часто не совпадает. И естественно, люди, которые за счет этого живут, предпочитают сделать так, чтобы купили, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В-третьих, должна быть ориентация на какие-то реальные ≈ пусть не большие ≈ дела. Если люди заявляют, что они сделают игру на три тысячи человек, то они должны очень четко представлять, что вынесут из этой игры люди, приехавшие на нее, и какими они оттуда уедут. На мой взгляд, всегда следует предпочитать качество количеству.
Подпись:  Franky
19.05.2009