Мастер и игрок


Рассмотрим подробно работу мастера настольной ролевой игры (а уже исходя из нее опишем и остальные игры).

В первую очередь, это подготовка игры. В нее входят написание сценария игры - собственного или на базе уже существующего произведения, - а также создание так называемого "мира игры". Для пояснения этого термина обратимся к практике игры. В ходе любой игры обязательно возникают нештатные, непредусмотренные ситуации. Для того, чтообы адекватно на них реагировать, не разрушая общей картины и духа игры, мастер должен хорошо ориентироваться в происходящих в игре событиях и их физической, социальной и нередко политической основе. А для этого необходимо хорошо и точно представлять так называемое "окружение" игры, то есть все те события, которые в игру не входят непосредственно, но тем не менее происходят в воображаемом мире игры, и их влияние на игру. Это очень сложное занятие, требующее недюжих знаний во многих областях науки, как социальной, так и технической. В то же время мастер должен быть в некотором смысле даже более творческим человеком, чем писатель - ведь писатель фиксирует поведение своих героев, а мастер нет. И потому сколько бы мы старались, мы не можем заглянуть за рамки сюжета в книге. Однако в игре это вполне возможно и являет собой одно из главнейших достоинств ролевых игр. Ведь именно нефиксированность и свобода действий, обеспечиваемая качественной работой мастера, отличает ролевые игры от простой театральной постановки.

Итак, мастер создает сценарий и мир игры. Кроме того, он должен позаботиться о таких важных компонентах мира игры, как неигровые персонажи - персонажи, роль которых берет на себя мастер в силу их эпизодичности или по каким-либо другим причинам (так, основной причиной, как правило, является сюжет и важность поведения того или иного персонажа для нормального его хода). Мастер также должен неплохо владеть ораторским искусством для создания эффекта присутствия путем подробных ( или не очень подробных, а построенных на ассоциациях или художественном рисунке) описаний происходящего в воображаемом мире. И мастеру необходимо иметь некоторый талант актера для воплощения множества неигровых персонажей в процессе игры - чтобы у игрока не создавалось впечатление, что он постоянно сталкивается с одним и тем же человеком на месте всех неигровых персонажей. Этот талант требуется ещё и для наилучшей передачи сюжета игрокам в его наиболее характерных особенностях и тонкостях.

Не правда ли, мастер представляется неким богом, если ориентироваться по требованиям к нему? В некотором смысле мастер и есть бог - бог того самого воображаемого мира, в котором и происходит действие игры. В реальности же мастер богом быть не может, и потому всем вышеприведенным требованиям не удовлетворяет в полной мере ни один мастер. Но без игроков ни одна игра не состоится, ни один мастер не сможет явить своих удивительных дарований. И потому игрок также необходимая деталь ролевой игры, причем достаточно значимая. Игрок должен вжиться в свою роль. Он должен научиться думать и оперировать категориями не реального, а воображаемого мира. И в этом смысле игроку тяжелее, чем мастеру - ведь мастер достаточно четко представляет себе поведение нормального человека воображаемого мира, в то время как игроку это поведение отнюдь не очевидно. Для облегчения тяжкой доли игрока мастер, безусловно, перед игрой знакомит игрока вкратце с миром игры, и тут всё упирается в проблему взаимопонимания.

Игрок - это больше, чем актер. Актеру достаточно знать реплики и долго репетировать перед лицом режиссера для того, чтобы сыграть в театральной постановке на более-менеее высоком уровне, а вот игроку приходиться постоянно импровизировать, стараясь "не выпасть" из контекста игры, безо всяких репетиций. Безусловно, к игроку предъявляются менее жесткие требования, чем к актеру, однако требования эти больше внутреннего, чем внешнего характера - удовольствие от игры получает сам игрок, а не некие абстрактные зрители, и потому, с одной стороны, он сам должен определить, когда он ведет себя неадекватно воображаемому миру, а с другой стороны, удовольствие от игры он получает также сам, и ему некого винить за собственые ошибки. Кроме того, игрок должен иметь всё же некоторое представление о составляющих мира игры и ориентироваться в них, пусть даже не на таком уровне, как мастер.

В настольной ролевой игре игрок не должен, в отличие от мастера, как-либо готовиться к игре. Единственная возможность предварительной подготовки - проработка своего персонажа в соответствии с ограничениями мастера, "сращение" персонажа с миром мастера, в том случае, если, конечно, мастер оставляет что-либо в персонажах для доработки игроком - то есть если мастер представляяет игроку дополнительную свободу, что очень неплохо и опять же реализует основное преимущесво ролевой игры - свободу.

В кабинетных играх роль мастера несколько уменьшается, а роль игрока возрастает. С мастера снимается значительная часть обязанностей по визуализации мира игры в процессе игры. В то же время на игрока ложиться обязанность в соответствии миру игры не только в ментальном плане, но и в физическом, что выражается в необходимости наличия соответствующего миру игры реквизита и, что самое главное, одеяния. Соответствие же интерьера обеспечивается, как правило, мастером и игроками совместно. Игрок в большей степени приближается к актеру, в то время как от мастера, напротив, качества актера уже не требуются. Он осуществляет общий надзор за игрой и игроками, следя, чтобы они держались в рамках игры и соответствовали миру и сюжету игры. Кроме того, мастер по-прежнему несет на себе роль регулятора и обработчика различных условностей игры.

В полевых играх роль мастера уже состоит исключительно в урегулировании и обработке условностей игры. В силу отсутствия пространственно-временной локальности надзор за игроками вести невозможно, но всё же мастер должен по мере сил осуществлять хотя бы некое его подобие. Игроки же в полевых играх сами по себе формируют сюжет, который для полевых игр мастером создается чрезвычайно свободным в силу отсутствия возможностей для регуляции и направлении сюжета. В этом смысле полевые игры наиболее свободны. Однако они требуют наибольшей самоотдачи как от мастеров, так и от игроков.

Автор: Legion
Подпись:  Franky
19.05.2009
 
 

Зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий